Resident Evil Russia
Resident Evil 3: Nemesis
Обзор

Атака Зомби

Мы живем в мире, где зомби-апокалипсис уже наступил. Только чтобы убедиться в этом, нужно глянуть не в окно, а на экран телевизора. За последние годы в Голливуде сняты десятки фильмов о живых мертвецах. А новые видеоигры на эту тему появляются чуть ли не каждый месяц. Dead Island, Dead Rising, Left 4 Dead, ZombiU, Lollipop Chainsaw… Если увлечься, список получится очень длинным. Среди всех этих названий всегда будет особенно выделяться одно – Resident Evil. Для видеоигр сериал CAPCOM стал тем же, чем фильм Джорджа А. Ромеро Night of the Living Dead для киноиндустрии.

Подтверждением тому был ошеломительный успех первых двух Resident Evil. Миллионные продажи, армия поклонников и бесчисленные подражатели ясно дали понять: продолжению кровавого банкета быть. Изначально CAPCOM сосредоточила свои силы на проекты для консолей следующего поколения. Поскольку освоение новых технологий занимало много времени, решено было создать ещё одну серийную игру для Sony PlayStation. В октябре 1998 года 50 сотрудников студии сели за создание новой части, которая потом стала известна как Resident Evil 3: Nemesis или Biohazard 3: Last Escape в Японии.

Оборона города

Город Раккун переживает свои последние и далеко не лучшие дни. По улицам бродят толпы мертвецов, воскрешённые вирусом. Однако они, пожалуй, меньшее из зол. В узких переулках хозяйничают монстры. В парках рядом с водой выжидают своих жертв отвратительные жабы-гуманоиды. Из тёмных углов скалят зубы собаки-людоеды. В воздухе кружат обезумевшие вороны, под землей снуют гигантские черви. Опасностью пропитан каждый шаг. И главной героине – Джилл Валентайн – этих шагов на пути к спасению предстоит проделать много.

События игры разворачиваются незадолго до и вскоре после событий Resident Evil 2. Если Леон Кеннеди и Клэр Редфилд прибыли в уже заражённый город, то Джилл застаёт начало трагических событий и становится их свидетельницей до конца. Большую часть времени вы будете управлять ею, и лишь на короткий срок вам доверят контроль над Карлосом Оливейрой. Он – один из многих наёмников, посланных «Амбреллой» в город для спасения гражданских. Вскоре Карлос понимает, что вся операция – лишь прикрытие для сохранения имиджа корпорации. Не желая быть пушечным мясом, он присоединяется к Джилл, чтобы вместе выбраться из локального ада.

Ад действительно локальный. Узкие улицы оказались немногим просторнее коридоров особняка Спенсера. Намёк на нелинейность – новая фишка от CAPCOM – на поверку ограничился скудным выбором действий, никак не влияющим на дальнейшее прохождение. Игравшие в предыдущие части с легкостью заметят параллели знакомого маршрута, такие как подземелье и лаборатория. После масштабной Resident Evil 2 бросается в глаза и скудность разнообразия игрового процесса – забудьте про четыре варианта прохождения и сразу несколько дополнительных режимов. Несомненно, игра получилась захватывающей и динамичной, но после артиллерийского залпа предыдущей части третья может показаться праздничным фейерверком.

Правда, фейерверком очень ярким. При ограниченных возможностях первой PlayStation, CAPCOM сумела передать атмосферу отчаяния и безысходности, какой нет нигде больше в Resident Evil. В окнах покинутых жизнью домов снуют мертвецы – бывшие хозяева или незваные гости. Тесные улицы упираются в тупики наспех возведённых баррикад. Под ногами хрустят осколки выбитых стёкол. Тут и там – погибшие солдаты «Амбреллы», оказавшиеся не готовы к тому, что их ждало. Редкие выжившие встречаются только, чтобы тут же погибнуть. Главное – на этот раз герой из исследователя, планомерно зачищающего территорию от нечисти, превратился в жертву, преследуемую по пятам непобедимым охотником.

Немезис

Немезис – главный босс Resident Evil 3: Nemesis и, пожалуй, самый популярный монстр во всей игровой вселенной. Он один стоит того, чтобы купить игру и закрыть глаза на её вторичность. Названный в честь греческой богини возмездия, Немезида был запрограммирован на уничтожение отряда S.T.A.R.S., и это у него неплохо получалось, разумеется, пока не настала очередь Джилл. Сцена у полицейского участка, где двухметровый мутант убивает Брэда Викерса, надолго запечатлелась в памяти поклонников серии. Сколько из вас при первом прохождении решило убежать внутрь полицейского участка, а не остаться и храбро принять бой? Не думаем, что много. Здесь нечего стыдиться – Немезис, как никто другой умел произвести первое впечатление.

Босс пугал не внешним видом и даже не щупальцами, способными убить в считанные секунды. Настоящий ужас заключался в том, что Немезис буквально преследовал героя, куда бы тот ни последовал. Подобное встречалось в Resident Evil 2, когда облачённый в зелёный плащ T-103 настигал Леона и Клэр в самых разных ситуациях. Формула побега тогда была простой – добраться до ближайшей двери. По инерции многие так поступали и в этой части, и потом вздрагивали с контроллером в руках, услышав, как за спиной хлопает дверь, и нечеловеческий голос протяжно хрипит: «STAAARS…».

При этом Немезиса нельзя назвать сложным боссом. Приноровившись, многие расправлялись с ним всухую, пользуясь новой возможностью уклонения от атак. Иногда одним только ножом! Пройдя игру два-три раза, игрок уже примерно представлял, где встретит настойчивого поклонника, а потому готов был дать отпор со всех орудий.

Что действительно сделал Немезис, так это создал ощущение постоянного напряжения, когда по-настоящему в безопасности не чувствуешь себя нигде. К тому же, в мелочах Resident Evil 3 всё-таки отличается. Иногда последовательность действий влияет на развитие событий самым неожиданным образом, и некоторые встречи с боссом оказываются сюрпризом. Приятным или нет – зависит от степени готовности игрока.

Немезис как персонаж – несомненный успех CAPCOM. Впоследствии монстр появился в целом ряде видеоигр, относящихся к серии Resident Evil как напрямую, так и косвенно. Также Немезису была отведена одна из основных ролей в фильме Resident Evil: Apocalypse. Хотя последнее, учитывая спорный подход режиссера к экранизации, далеко не все найдут положительным.

Джилл Валентайн

Отдельное очарование Resident Evil 3: Nemesis – достаточно большое количество фансервиса. Здесь у Джилл самый крупный гардероб из всех героев остальных игр серии – целых восемь костюмов! Среди них наряд из первого Resident Evil, стандартная форма девушки-полицейского, а также костюм Регины из Dino Crisis.

Сразу после первой встречи с Немезисом, Джилл посещает полицейский участок, куда через сутки прибудут Леон и Клэр. Правда, передвижение внутри здания, в отличие от Resident Evil 2, строго ограничено – большинство дверей заколочены, и героине доступны лишь несколько знакомых локаций. Сама Джилл покинет участок задолго до появления Леона и Клер, а вот погибший от щупалец Немезиса Брэд Викерс больше никуда не торопится и дождётся героев уже в качестве зомби.

После каждого повторного прохождения игрок получает так называемые «эпилоги» – короткие истории, рассказывающие о судьбах персонажей серии. Сейчас легко заметить, как большинство «эпилогов» намекали на будущие роли большинства из них. Так, мы узнаем, при каких обстоятельствах Леон принял решение работать на правительство, а зарисовки о дальнейших судьбах Джилл, Криса Рэдфилда и его сестры Клэр прямо отсылали к событиям Resident Evil Code: Veronica, которая вышла спустя полгода после третьей части.

Рассвет

Третий Resident Evil вышел одним из самых спорных в серии. С одной стороны, игра хорошо продавалась, а версия для PlayStation получила высокие оценки критиков. С другой, проект фактически не предлагал ничего нового. Геймплей был вторичен, за исключением незначительных нововведений, таких как возможность взбираться по лестнице без загрузок экрана и уклоняться от атак. Графически игра не сильно ушла от предшественниц, общий игровой принцип не изменился вовсе – ищешь ключи к запертым дверям, решаешь нехитрые головоломки и неоднократно возвращаешься в одно и то же место.

Создавая Resident Evil 3: Nemesis, разработчики, скорее всего руководствовались тем, что принято называть «трусливыми менеджерскими решениями». У них на руках была формула, проверенная предыдущими играми, и задача была скорее не испортить её, чем сделать лучше. Нужно ли было её делать лучше? Это вопрос уже больше риторического характера, однако, нужно помнить, что именно нежелание привносить новизны в привычный игровой процесс едва не стоило серии жизни. После третьей части и её последователей, серия стала заходить в тупик, и, если бы не полная смена концепции в Resident Evil 4…, впрочем, это совсем другая история.

Автор обзора: Alice Cooper